X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Данный Богом путь надо уметь пройти»

Всю жизнь Тамара Давидович мечтала уйти в монастырь. Но только пройдя тяжелые жизненные испытания и укрепившись в вере, будучи уже в пенсионном возрасте, была пострижена в монахини с именем Тавифа.

Матушка Тавифа, Ваше детство прошло во времена гонений на Церковь. Вы знали тогда что-нибудь о православной вере?

Семья наша была многодетная — тринадцать детей. Я — самая младшая. Когда папа пришел домой после войны из партизанского отряда, он был болен и долго не пожил. Мама осталась одна. Детей к тому времени было уже меньше, потому что некоторые до войны умерли.

Я ходила в школу, которая была в четырех километрах от нашей деревни Сосны, что в Любанском районе Минской области. Учиться было очень тяжело — не могла ничего запомнить. Меня только переводили из класса в класс. Мама была верующей и всё говорила, чтобы я учила молитву «Отче наш» — в надежде, что это поможет мне.

Церкви в нашей деревне не было, поэтому крестили меня в городском поселке Любань, когда мне исполнилось девять лет.

Помню, в Страстную Субботу мама всё приготовит к Пасхе — постелет чистую скатерть на стол, угощения на него поставит — и никому спать не дает в эту ночь. В большие праздники всей семьей отправлялись в церковь на службу. Однажды на Троицу поехали в храм. Брат вскоре вернулся домой, чтобы собраться на работу. Я прибежала к нему, просила, чтобы взял с собой, но он отказался. Долго стояла на улице, плакала и всё смотрела на тучку, которая словно застыла над нашим домом. Вечером случилась гроза. Брат спрятался в поле под дубом, в который потом попала молния, и погиб.

В 18 лет я уехала в Солигорск к своей сестре, а затем вместе с подружкой приехали в Минск, чтобы работать на стройке. Вскоре записалась на курсы телеграфисток. Поначалу на занятиях ничему не могла научиться. Все уже почти освоили это ремесло, а я ничего не умела. Тогда стала просить Бога о помощи. И чудо свершилось. Стала печатать быстро, даже вслепую. Проработала 6 лет телеграфисткой в штабе ВВС и 27 лет в «Аэрофлоте». Вот что значит Божие благословение.

Когда Вы стали постоянно посещать церковь?

Вначале я молилась в Свято-Духовом соборе. В это время в моей жизни начали происходить первые перемены. Например, я не могла уже делать прическу, ходить в шапочке. На работе, конечно, такую перемену заметили и спрашивали, почему я так изменилась. Эти мои посещения церкви находили понимание со стороны мужа и детей. Старалась, конечно, дома вовремя навести порядок, чтобы, освободившись от дел, пойти в храм.

По дороге на работу я проезжала мимо какой-то стройки. Что это за здание, я еще не знала, но где-то в глубине души чувствовала, что это церковь. Оказывается, шло восстановление храма святой равноапостольной Марии Магдалины. Однажды, на Страстной седмице, убирала в доме. Но ничего не ладилось у меня. Тогда вышла из квартиры и направилась в этот храм, который уже действовал. Душа привела меня сюда. Как зашла, так и стала плакать — грехи вспомнила. После службы, выходя из храма, остановилась возле женщины, которая плела венок из цветов. Она спросила: «Хочешь помочь?» Я согласилась, и мы с ней пошли искать какую-то зелень. Затем вместе с дочкой стали постоянно ходить на литургии в храм Марии Магдалины.

Матушка Тавифа, как надо верующему относиться к тяжелым испытаниям?

Если взять крест и следовать за Господом, то это нелегкий путь, тернистый. Мой путь к Богу напоминает то железо, которое кует кузнец. Вот так под сильными ударами проходила и моя жизнь. Были такие моменты, когда испытывала и гордость, и обиды, и несправедливость...

Умер муж, и я в печали стала просить дочь с зятем, чтобы отпустили меня в монастырь. Они отвечали, что я с утра до вечера в храме, какой еще может быть монастырь. Зять — священник — даже по-своему воспитывал, за что я обижалась на него. И хотелось кому-то пожаловаться. А батюшка в храме мне сказал: «Что ты на него ропщешь? Он тебя в Царствие Небесное ведет...» И вот это откровение запало в душу, у меня как будто перестройка внутри произошла. Появились необходимое смирение и терпение, больше на Господа стала полагаться. Поняла, что если взяла крест, то иди. У нас на пути бывают тяжелые испытания. Через всё нужно пройти, чтобы душа была спокойна.

Вскоре пришел новый удар: тяжело заболела дочка, диагноз неутешительный — аневризма головного мозга. И случилось это далеко от дома, когда она с мужем была в Чехии. В этот день — Успения Божией Матери — я прибирала в храме и тогда почувствовала: что-то случится. Позвонил зять и сказал, чтобы я молилась, — с Еленой плохо, надежды на исцеление почти нет. Конечно, были слезы, молитвы.

В этот же день я с трехлетним внуком пошла в храм. Он убежал от меня за колокольню и стал бегать, как будто ловя кого-то. И затем говорит: «А вот мама». Спрашиваю: «А что мама делает?» Он ответил, что гуляет. Я тогда удивилась. Ведь беда случилась с дочерью вдалеке, а душа уже в тот же день была здесь, для нее не было никаких преград. Как после этого не верить в чудо?

Потом дочь привезли домой, она долго лежала, и все ухаживали за ней круглосуточно. Молились за нее везде: в Чехии, Италии, в Минске по храмам и монастырям. Перед Рождеством я зашла в храм, подошла к иконе и говорю: «Матерь Божия, мы молимся за дочь день и ночь, но мы не знаем, что для нее спасительнее. Как Господь решит, так пусть и будет». И в эту ночь дочь отошла к Господу Богу. Ей было тридцать лет.

Пережив такие испытания, не каждый сможет стяжать спокойствие души…

Сам себя не перестроишь. Чтобы исправить состояние души, нужны молитва, Исповедь и Причастие. Если не будем этого делать, то накапливаются раздражение и нетерпение. Некоторые удивляются, почему всё так плохо. Ведь, казалось бы, нет никаких предпосылок к плохому, а оно совершается. Данный Богом путь надо уметь пройти. Если мы его не пройдем, то не придем к спокойствию души. И еще мы должны чувствовать, что нам Господь посылает.

Как осуществилось Ваше желание стать монахиней?

В одно прекрасное утро я просыпаюсь оттого, что какая-то женщина в одеянии смотрит на меня, стоит у дверей, и я должна за ней куда-то идти. Я встаю и говорю: «Господи, куда мне надо идти за ней?» И вдруг звонит телефон, меня приглашает в храм настоятель нашего храма Марии Магдалины протоиерей Иоанн Хорошевич. Я пришла в церковь. Батюшка ведет меня прямо к алтарю и благословляет на работу здесь — в святая святых... Через некоторое время батюшка спросил, как я смотрю на то, чтобы сменить мирское одеяние на монашеское. Отвечаю, что сколько живу, столько меня эта мысль преследует. У меня и дети маленькие были, а я всё просилась в монастырь. По телевизору показывают обитель, а я сижу и плачу. Наверное, потому, что душа моя этого желала.

После разговора с батюшкой я написала митрополиту Филарету прошение. Когда Владыка приехал в храм на престольный праздник, то спросил у меня, готова ли я к постригу в монахини. Я, конечно, смутилась, замолчала, стала смотреть в окно. А батюшка говорит: «Так ты же давала добро». Я оборачиваюсь и говорю: «Конечно, да. Никаких сомнений не может быть».

Затем из Свято-Елисаветинского монастыря приехали благочинная монахиня Илария и монахиня Тавифа, чтобы ознакомить меня с процедурой пострига. При этом батюшка попросил, чтобы после пострига я оставалась на послушании в храме. На это Владыка также дал благословение.

6 ноября 2010 года я стала монахиней и была причислена к Свято-Елисаветинскому монастырю.

После пострига Вы почувствовали что-то особенное? И какие знания приобрели за эти три года монашества?

В первую очередь, это успокоение души. После пострига у меня сразу появилась любовь ко всем людям, хотелось обнять всех. Когда приехала в монастырь на первое собрание, все казались мне такими родными и дорогими! И это чувство стараешься всё время сохранять, не хочется растерять Божию благодать.

За эти годы поняла, что очень важно не нарушать послушание. Не скажу, что всё сразу было хорошо, было и тяжело, когда исполняла свои обязанности. Я вижу, как в монастыре все загружены, и мне всегда хотелось всем чем-то помочь. Давали мне послушание читать Псалтирь, работать в лавке. Думала, была бы моя нога здоровой, я бы и еще кому-то помогла. Батюшка, видя мое стремление, сказал: «Остановись. И не ропщи».

Однажды торопилась на помощь к сестрам, которые перебирали щавель. Как подумала, что надо идти быстрее, тут же, зацепившись ногой, упала и сломала руку. А меня никто на эту работу не звал, я сама проявила инициативу, свою гордыню. Господь смирил меня, Ему виднее, где я должна быть и что должна делать. Если благословил батюшка на работу, делай ее от души — неси свое послушание.

Пришлось ли Вам отказаться от каких-то мирских дел?

Иногда думаешь, что раньше было много добрых дел, было рвение к делам милосердия. Добрые дела для Бога больше значат, чем молитва. Об этом должны все люди знать.

Матушка Тавифа, что бы Вы посоветовали людям, которые только начали воцерковляться?

Некоторые новоначальные обижаются, когда их толкают в храме, и только по этой причине собираются уйти в другую церковь. Мне жалко, когда люди уходят в другой храм, там могут быть другие испытания. А Богу, может, угодно, чтобы они ходили именно в этот храм, лукавому же — не угодно… Иногда начинается даже вражда с «обидчиками»... Вот этот багаж негативности всё собирается и собирается, и человек не исправляется. Видимо, пока человек не пройдет скорби, — ничего у него не получится. Думаю, каждому человеку надо вечером анализировать, как он прожил день, что доброго совершил, и обязательно просить у Господа благословение на следующий день, чтобы не согрешить и никого не обидеть.

Труд монахини очень тяжелый и, наверное, иногда требуется чья-то поддержка. Кто помогает Вам укрепляться в вере?

Конечно, помогает духовник — отец Иоанн. Если забыла свой грех, то батюшка мудро откроет его. Слава Богу, что такой батюшка есть. В трудную минуту всегда поможет и поддержит добрым словом и матушка Мария Хорошевич. Спасибо ей за человеческое понимание и полезные советы.

Но главный наш помощник в вере — это Господь. Однажды, в день престольного праздника (4 августа), рано утром мы украшали цветами дорожку перед еще закрытым храмом и вдруг услышали оттуда мужское пение. Его слышали и другие женщины. Все удивленно переглянулись, потому что знали — в церкви никого нет. Небесные заступники также праздновали день святой Марии Магдалины.

28.08.2018

Просмотров: 98
Рейтинг: 0
Голосов: 0
Оценка:
Комментарии 0
5 лет назад
Низкий Вам поклон, дорогая Матушка Тавифа за Ваше искреннее живое слово о Пути к Богу! Многая и благая Вам лета!
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать