X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Выбор монашеского бытия

Иеромонах Арсений (Самарджич)

Беседа с игуменом монастыря Косиерево иеромонахом Арсением (Самарджичем) и игуменом монастыря Пива иеромонахом Евфимием (Шкулетичем) (Черногория)

Отец Арсений, расскажите о Вашем пути к монашеству…

О. Арсений: Сначала я хочу выразить благодарность монастырю за гостеприимство и любовь и пожелать всего самого хорошего в развитии обители.

В монастыре я относительно недолго, около 11 лет. Пришел, когда мне было больше 50 лет. Желание монашества было давно, но жизненные обстоятельства так сложились, что только в таком возрасте получилось осуществить желаемое. Окончил я технический факультет, работал инженером. Монашеский постриг принял в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы Косиерево. Это древняя святыня, где я надеюсь совершать свое служение и закончить свой земной путь, если на это будет воля Божия.

Как в Вас созревало желание монашества?

О. Арсений: После окончания средней школы, в 18 лет, у меня было желание поступить в духовную семинарию, но это было сложно, поскольку было время коммунизма, с одной стороны, и отсутствие поддержки из дома — с другой. Тем не менее я продолжал ходить в храм и жить церковной жизнью.

Вспоминается один из моментов в жизни. Это было в 90-е годы, во время начала войны в Боснии и Герцеговине, когда рушилось наше государство. В то время мы решили восстановить один древний монастырь в честь Иоанна Предтечи в местности Пива. И поскольку я в то время являлся членом попечительского совета по восстановлению монастыря, то присутствовал на одном собрании с участием митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия. Когда собрание закончилось, митрополит подарил мне икону Божией Матери с надписью: «С Божьим благословением. Митрополит Амфилохий. На молитвенную память Страхиньи (мирское имя отца Арсения. — Прим. пер.), будущему монаху Макарию». Поскольку у меня библиотека обширная, я икону вложил в какую-то книгу, которую не могу сейчас нигде найти. Но я уверен, что она найдется. Для меня это было важным моментом в принятии решения насчет монашества (может быть, отец Арсений примет схиму с именем Макарий. — Прим. пер.).

Отец Арсений, поделитесь Вашим монашеским опытом…

О. Арсений: Жизнь в монастыре совершенно другая, чем в миру. Послушником я пробыл недолго, около десяти месяцев. В монастыре меня приняли с любовью. В скором времени меня постригли, и по настоящее время я продолжаю нести свое служение там.

  Человек, который приходит в монастырь, должен сначала усвоить послушание, а уже после приходит и смирение. Если человек послушный и смиренный, то ему легко молиться. Когда живешь не один, то через окружающих есть возможность увидеть самого себя.  

К сожалению, у нас в монастыре очень мало братии, что не позволяет организовать полноценную монашескую жизнь с регулярными богослужениями.

Человек, который приходит в монастырь, должен сначала усвоить послушание, а уже после приходит и смирение. Если человек послушный и смиренный, то ему легко молиться. Когда живешь не один, то через окружающих есть возможность увидеть самого себя. Одному жить гораздо труднее.

В честь какого святого Вы приняли монашеский постриг?

О. Арсений: Меня постригли в честь святителя Арсения, он был вторым архиепископом Сербским после святого Саввы.

Отец Евфимий, расскажите о своем пути к монашеству…

О. Евфимий: Я окончил факультет философии. С детства я много думал на тему жизни и смерти, искал смысл. Крещение принял в 23 года. Это были 90-е годы, когда наша страна разрушалась, была война, инфляция — очень тяжелые годы. Однако это время в памяти осталось как светлое, потому что был период принятия веры. Я читал очень много духовной литературы. Долгое время трудился в монастыре Острог, где находятся мощи святителя Василия Острожского.

Я стал задумываться о монашестве, когда мне было 24 года, но поскольку было трудно принять окончательное решение, то так и жил с этим вопросом.

Получив образование, я преподавал философию в школах, но когда в программу обучения стали вводить черногорский язык, которого до этого никогда не было, я принял участие в восстании преподавателей. В результате многие лишились работы, в том числе и я.

Потом я познакомился с епископом Иоанникием и стал трудиться у него. Благодаря ему я смог принять решение, причем без тревоги, которая раньше присутствовала даже в момент принятия мелких решений. К вопросу монашества я подошел совершенно спокойно. Я даже спрашивал у владыки: «Это нормально?» А он отвечал на это: «Да, нормально. Не переживай».

После монашеского пострига я некоторое время прожил при Кафедральном монастыре в честь Георгия Победоносца в г. Беране. Продолжал трудиться у владыки. Со временем меня рукоположили в дьякона, а затем направили в монастырь Косиерево наместником. Вскоре я стал иеромонахом. Месяц спустя, как приехал в монастырь, ко мне присоединился отец Арсений (мы были знакомы и раньше). Вместе мы прожили четыре с половиной года. Кроме монастыря нам приходилось служить по храмам окружающей нас сельской местности (около 300 домов), а их было 20. Был такой огромный приход.

Мы старались восстанавливать монастырь и принимать людей. До сих пор самым радостным остается то, что в монастырь на службы и просто в гости приезжает очень много людей.

 

Сейчас Вы живете совершенно один в монастыре Пива… Как проходит Ваш день?

О. Евфимий: Что касается распорядка дня, то главным является богослужение и личное правило. Стараюсь оказывать гостеприимство. В монастыре есть своя земля, где можно трудиться, поэтому 2─3 часа в день провожу там. Когда физически потрудишься, то и молиться легче, лучше усваивается. Стараюсь читать как духовную литературу, так и книги на историческую тему. Интересуют меня и вопросы социологии, психологии.

Мне близко, когда люди, и тем более в монашестве, стремятся к самообразованию, когда человек внутренне развивается и не боится читать книги на разные темы…

О. Евфимий: Это зависит, в какой среде и в каких условиях живет монах, исходя из этого и жизнь выстраивается. Молиться все время я неспособен, поэтому чтение мне помогает. Но это все индивидуально. Многое зависит от внутреннего состояния. Если человек внутренне спокоен и читает какую-то книгу, то последствий негативных нет, а если человек тревожен, у него нет внутреннего порядка, то потом могут возникнуть негативные последствия. Тут нет правила, каждый должен найти свою меру, чтобы была гармония. Есть современные фильмы, которые можно посмотреть, но тут должен быть внутренний самоконтроль. Конечно, если бы я жил в монастыре, где человек 20, то возможностей что-то смотреть или читать было бы меньше.

  Бывает очень тяжело и одну страницу из молитвослова прочитать, но если человек соберется и встанет на молитву, то и Бога поближе почувствует и поймет, что единственный, Кто ему может помочь, это Господь.  

Бывали у Вас периоды оставленности, когда проживаешь внутреннее обнищание и отсутствие внутреннего вдохновения на монашескую жизнь?

О. Евфимий: Когда человек проходит через эти состояния, у него появляется опыт духовной борьбы, и он становится настоящим монахом. Конечно, в моей жизни бывали (и бывают по настоящее время) такие состояния. Для меня очень важны воспоминания из моей молодости, когда я трудился в Остроге. Я проживал подобные состояния, доходило и до хульных помыслов.

В то время наместником монастыря и духовником был отец Лазарь (Аджич), который говорил, что человеку нужно молиться и твердо стоять на своей позиции.

Бывает очень тяжело и одну страницу из молитвослова прочитать, но если человек соберется и встанет на молитву, то и Бога поближе почувствует и поймет, что единственный, Кто ему может помочь, это Господь.

Победа над этими состояниями является аккумуляцией. Если твердо и решительно стремиться пережить эти состояния, то Бог поможет из них выйти.

  Люди спасаются и на семейном, и на монашеском пути. Монашество для мужественных людей, которые готовы свою жизнь посвятить служению Господу.  

Что бы Вы могли сказать людям, которые сейчас находятся перед выбором жизненного пути: монашество или семья…

О. Арсений: Люди спасаются и на семейном, и на монашеском пути. Монашество для мужественных людей, которые готовы свою жизнь посвятить служению Господу. Люди должны понимать, что в иноческой жизни встречается много искушений, падений, но при всем этом если монах знает цель и знает, Кто является его Защитником и Спасителем, то он доберется до цели.

 

Как не отчаиваться, видя свои падения?

О. Арсений: Все искушения и трудности, на которых мы спотыкаемся в нашей монашеской жизни, происходят по Божиему произволению, чтобы мы укреплялись в вере, становились более сильными и учились иметь внутреннее наблюдение за всеми процессами нашей жизни.

В монастырских уставах и традициях есть способы, которые могут помочь пережить эти искушения. В первую очередь это молитва, таинства… В больших монастырях, как, например, ваш, есть игуменья, духовник, сестры, с которыми можно посоветоваться, как справиться с подобными искушениями.

О. Евфимий: Из-за того, что я долго принимал решение насчет монашества, очень хорошо понимаю это состояние выбора. Я думаю, что люди, которые проведут в монастыре какое-то время, почувствуют красоту монашеской жизни. Они поймут, что эта жизнь — нечто неповторимое, и у кого-то возникнет желание построить жизнь в монастыре. Однако не у всех может найтись мужество на такой выбор.

Моя душа всегда стремилась быть в монастыре. Жизнь в монастыре гораздо более радостная и счастливая. Хотя мы и говорили сегодня про искушения, но не упомянули о монашеской радости, которая тоже есть.

Беседовала инокиня Иоанна (Панкова)

Перевод с сербского языка иерея Остои Кнежевича

05.10.2017

Просмотров: 98
Рейтинг: 0
Голосов: 0
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать